Монополия озвучила планы по списанию парка вагонов на ближайшие три года. Аграрии, которые еле вывезли рекордный урожай прошлого года, могут уже через год столкнуться с дефицитом зерновозов: в 2019-2020 годах будет списана четверть парка вагонов, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на протокол совещания у замглавы Росжелдора Дмитрия Шпади.
Данные сведения не расходятся с планами, озвученными на совещании у главы ОАО «РЖД» Олега Белозерова еще в феврале. Тогда говорилось о том, что в 2019-м спишут 4 100 зерновозов, а в 2020-м – 6 600. Соответственно, будет расти и дефицит подвижного состава. По данным на февраль, он составлял 300 единиц. В 2019-м – вырастет до 1 200 единиц, а в 2020-м – до 6 200 единиц, по оценкам монополии. Варианты преодолении дефицита на рынке эксперты озвучивают различные. Один из источников уверен, что заместить списание невозможно, так как нынешних мощностей вагоностроения (порядка 3 000 зерновозов в год) недостаточно. Солидарен с данной точкой зрения и глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский. По его словам, производство отстает от списания «почти вдвое». В Объединении вагоностроителей предоставили иные данные. Мощности всех отечественных заводов превышают 14 000 единиц, заверили издание. Добавив, что один Тихвинский завод ежегодно производит порядка 5 000 хопперов-зерновозов. В УВЗ также уверены, что «заводы легко покроют потребность». В Минсельхозе глобального дефицита, который бы негативно отразился на вывозе зерна, не прогнозируют. Минтранс придерживается такого же мнения. РЖД настаивает на том, что нужно повышать эффективность перевозок, сокращать длительность погрузки-разгрузки, расширять элеваторы. До сих пор можно встретить на подходах к портам поезда, которые бросили из-за того, что склады переполнены. Солидарен с монополией и источник среди вагоностроителей, по оценкам которого наведение порядка в организации могло бы сократить потребность в вагонах на 40%. Появление на рынке новых зерновозов может спровоцировать рост цен на услуги транспортировки. Так как стоимость инновационных хопперов-зерновозов ежегодно повышается: в 2017-м – на 15,8%, в 2018-м – еще на 5,8%. Также прогнозируется увеличение лизинговых платежей с 1 300 до 1 700 рублей за вагон в сутки. В качестве ответных мер Минсельхоз уже предложил субсидии на предоставление вагонов аграриям. А на основе Объединенной зерновой компании предлагается создать профильного оператора. В ОЗК подобные планы подтвердили. Напомним, что в середине марта стало известно о том, что программа льготных железнодорожных перевозок зерна для выравнивания цен на внутреннем рынке может быть не только продлена, но и расширена. Минсельхоз РФ предложил предоставить дополнительные льготы для регионов, удаленных от портов Сибири, чтобы выровнять доходность сельхозпроизводителей.